• Почему такой интерес к государству, которого уже нет 500 лет?
• Почему византийцы именовали себя ромеями,
своё государство империей ромеев, или Римской империей,
а государство с названием Византия никогда не существовало?
• Почему только с XIX века в России начинали изучать Византию?
• Почему в ХХ веке на изучение Византии в нашей стране следовали запреты?
• Почему сегодня в России быстро расходятся немалые тиражи
книг о Византии?
В истории Ромейской империи духовенство и монашество
всегда занимали первенствующее место.
Поэтому в ее истории немаловажно изложение церковных дел.
А точка зрения на византийскую культуру часто зависит
от отношения не столько к той культуре, сколько к православию.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в книге «Великая Русь.
История и художественная культура. Славяно-византийский свод»
(М. «Искусство», 1994) записал о значении культуры Византии для Руси.
«...Византийское христианство было перенесено на Русь.
Целые культурные пласты пересаживались
из Византии на русскую почву и
здесь начинали новый цикл развития
в условиях новой исторической действительности.
В состав славянской рецензии византийской культуры
входили не одни только духовные ценности.
Существовала общая церковная организация,
общие центры славянского общения:
Афон, монастыри Иерусалима, Синая,
Константинополя, Салоник, общий состав духовенства,
которое переезжало из страны в страну.
Кроме некоторой части духовенства, переезжали
мастера, переводчики, книжные люди.
Славянская рецензия византийской культуры имела собственное лицо.
Это было некоторое новое единство
религии, воззрений на мир и на общество, литературы, живописи и архитектуры».
Необыкновенная сила ромейского искусства
почти не оставляет равнодушных!
Захватывающие мозаики той поры сохраняются в городах и селениях
бывшей империи, ее митрополий.
Об этом рассказывает наш журнал.